Пятница, 27.06.2025, 23:04
Приветствую Вас Гость | RSS



Субъективный Контраст

На данный момент работает только форум

На данный момент работает только форум

Библиотека

Главная » Статьи » Статьи » Статьи о литературе

Что такое жанр
  Традиционно в мировой практике все книги делятся на две категории — художественная литература и нехудожественная. В просторечии первую называют худлит, а вторую — нон-фикшн (от английского non-fiction, т.е. нехудожественная, невыдуманная литература).

  Под художественной литературой понимают все произведения, которые имеют вымышленный сюжет и вымышленных героев. То есть худлитом считаются романы, рассказы, повести, пьесы и поэзия (как для детей, так и для взрослых). Под категорию нон-фикшн попадают: учебники, энциклопедии, словари, монографии, биографии, мемуары, публицистика и т.п. 

  В свою очередь художественные произведения подразделяются на жанровую литературу, мейнстрим и интеллектуальную прозу. 

  В жанровой литературе первую скрипку играет развитие сюжета, при этом он вписывается в определенные, заранее известные рамки. Например, любой детектив развивается по схеме «преступление — расследование — изобличение преступника»; любой дамский роман — «герои встречаются — влюбляются — сражаются за любовь — соединяют сердца». Это вовсе не значит, что все жанровые романы должны иметь предсказуемый сюжет. Мастерство писателя заключается именно в том, чтобы в заданных рамках создать уникальный мир.

  Жанровая литература — это действие и быстрая смена декораций. Главный вопрос, который заботит читателя: «А что дальше?»
 

Жанры художественной литературы: 

• Авангардная литература — характеризуется нарушением канонов и языковыми и сюжетными экспериментами. Как правило, авангард выходит очень маленькими тиражами. Тесно переплетается с интеллектуальной прозой.

• Боевик — ориентирован преимущественно на мужскую аудиторию. Основа сюжета — драки, погони, спасение красоток и т.п.

• Детектив — основная сюжетная линия — раскрытие преступления.

• Исторический роман — время действия — прошлое. Сюжет, как правило, привязан к значимым историческим событиям.

• Любовный роман — герои обретают любовь.

• Мистика — основа сюжета — сверхъестественные события. 

• Приключения — герои ввязываются в авантюру или отправляются в рискованное путешествие.

• Триллер/Ужасы — героям грозит смертельная опасность, от которой они пытаются избавиться.

• Фантастика — сюжет закручивается в гипотетическом будущем или в параллельном мире. Одна из разновидностей фантастики — альтернативная история.

• Фэнтези/Сказки — основными признаками жанра являются сказочные миры, волшебство, невиданные существа, говорящие животные и пр. Часто основывается на фольклоре.


  Совсем иное дело — мейнстрим (от англ. mainstream — основной поток). В книгах этого типа канонам не место. Читатели ждут от них неожиданных решений. Самое главное в мейнстриме — это нравственное развитие героев, философия и идеология. Так что профессиональные требования к автору мейнстрима гораздо выше: он должен быть не только отличным рассказчиком, но и хорошим психологом и серьезным мыслителем. Если писатель замахивается на мейнстрим, но не удерживает планку или скатывается к шаблонам, то читатель будет разочарован. 

  Еще один важный признак мейнстрима — книги этого вида пишутся на стыке жанров. Например, невозможно однозначно сказать, что «Унесенные ветром» — это только любовный роман или только историческая драма. Сам термин «мейнстрим» возник благодаря американскому писателю и критику Уилльяму Дину Хоуэллсу (1866-1920). Будучи редактором одного из самых популярных и влиятельных литературных журналов cвоего времени — The Atlantic Monthly, он отдавал явное предпочтение произведениям, написанным в реалистическом ключе и акцентирующим внимание на нравственных и философских проблемах. Благодаря Хоуэллсу реалистическая литература вошла в моду, и некоторое время именно ее называли «мейнстримом». Термин закрепился в английском языке, а оттуда перешел в Россию.

  В отличие от мейнстрима, который должен аппелировать к широкой читательской аудитории, интеллектуальная проза ориентирована на узкий круг ценителей и претендует на элитарность. Авторы не ставят себе целью коммерческий успех: их прежде всего интересует искусство ради искусства. Они изливают душу и окунают читателя в мир своего подсознания. В подавляющем большинстве случаев интеллектуальная проза имеет мрачный настрой. 

  Качественной может быть книга, написанная в любом жанре; точно так книга любого жанра может стать бестселлером. Временами возникает мода на те или иные жанры: например, в 1960-е и 1970-е особо популярной была фантастика, чуть позже — историческая литература, в 1990-х гг. — детектив и т.п.

  Зачем нужно разбираться в жанрах? Затем, чтобы: 

а) учиться мастерству именно в своем жанре;
б) точно знать, какому издателю предложить рукопись;
в) изучать свою целевую аудиторию и предлагать книгу не «вообще всем» — а именно тем людям, кто может быть в ней заинтересован.

Категория: Статьи о литературе | Добавил: Russiks (22.05.2009) | Автор: Эльвира Барякина E W
Просмотров: 10135 | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Вход
Поиск по Lepoete
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0