Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо,
расцвет, зрелость, вершина, остриё) — одно из модернистских течений
в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция
на крайности символизма.
Преодолевая пристрастие символистов к «сверхреальному»,
многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности,
акмеисты стремились к чувственной пластически-вещной ясности образа
и точности, чеканности поэтического слова. Их «земная» поэзия склонна
к камерности, эстетизму и поэтизации чувств первозданного человека. Для
акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие
к злободневным проблемам современности.
Акмеисты, пришедшие на смену символистам, не имели детально
разработанной философско-эстетической программы. Но если в поэзии
символизма определяющим фактором являлась мимолетность, сиюминутность
бытия, некая тайна, покрытая ореолом мистики, то в качестве
краеугольного камня в поэзии акмеизма был положен реалистический взгляд
на вещи. Туманная зыбкость и нечеткость символов заменялась точными
словесными образами. Слово, по мнению акмеистов должно было приобрести
свой изначальный смысл.
Высшей точкой в иерархии ценностей для них была культура,
тождественная общечеловеческой памяти. Поэтому столь часты у акмеистов
обращения к мифологическим сюжетам и образам. Если символисты в своем
творчестве ориентировались на музыку, то акмеисты — на пространственные
искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Тяготение к трехмерному
миру выразилось в увлечении акмеистов предметностью: красочная, порой
экзотическая деталь могла использоваться с чисто живописной целью.
То есть «преодоление» символизма происходило не столько в сфере общих
идей, сколько в области поэтической стилистики. В этом смысле акмеизм
был столь же концептуален, как и символизм, и в этом отношении они,
несомненно, находятся в преемственной связи.
Отличительной чертой акмеистского круга поэтов являлась
их «организационная сплоченность». По существу, акмеисты были
не столько организованным течением с общей теоретической платформой,
сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла
личная дружба. У символистов ничего подобного не было: попытки Брюсова
воссоединить собратьев оказались тщетными. То же наблюдалось
у футуристов — несмотря на обилие коллективных манифестов, которые они
выпустили. Акмеисты, или — как их еще называли —
«гиперборейцы» (по названию печатного рупора акмеизма, журнала
и издательства «Гиперборей»), сразу выступили единой группой. Своему
союзу они дали знаменательное наименование «Цех поэтов». А начало
новому течению (что в дальнейшем стало едва ли не «обязательным
условием» возникновения в России новых поэтических групп) положил
скандал.
Осенью 1911 года в поэтическом салоне Вячеслава Иванова, знаменитой
«Башне», где собиралось поэтическое общество и проходило чтение
и обсуждение стихов, вспыхнул «бунт». Несколько талантливых молодых
поэтов демонстративно ушли с очередного заседания «Академии стиха»,
возмущенные уничижительной критикой в свой адрес «мэтров» символизма.
Надежда Мандельштам так описывает этот случай: «„Блудный сын“ Гумилева
был прочитан в „Академии стиха“, где княжил Вячеслав Иванов, окруженный
почтительными учениками. Он подверг „Блудного сына“ настоящему
разгрому. Выступление было настолько грубое и резкое, что друзья
Гумилева покинули „Академию“ и организовали „Цех Поэтов“ — в противовес
ей».
А через год, осенью 1912 года шестеро основных членов «Цеха» решили
не только формально, но и идейно отделиться от символистов. Они
организовали новое содружество, назвав себя «акмеистами»,
т. е. вершиной. При этом «Цех поэтов» как организационная структура
сохранился — акмеисты остались в нем на правах внутреннего поэтического
объединения.
Главные идеи акмеизма были изложены в программных статьях
Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и С. Городецкого «Некоторые
течения в современной русской поэзии», опубликованных в журнале
«Аполлон» (1913, № 1), издававшемся под редакцией С. Маковского.
В первой из них говорилось: «На смену символизму идет новое
направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от слова akme —
высшая степень чего-либо, цветущая пора) или адамизм (мужественно
твердый и ясный взгляд на жизнь), во всяком случае, требующее большего
равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом
и объектом, чем то было в символизме. Однако, чтобы это течение
утвердило себя во всей полноте и явилось достойным преемником
предшествующего, надо чтобы оно приняло его наследство и ответило
на все поставленные им вопросы. Слава предков обязывает, а символизм
был достойным отцом».
С. Городецкий считал, что «символизм… заполнив мир „соответствиями“,
обратил его в фантом, важный лишь постольку, поскольку он… просвечивает
иными мирами, и умалил его высокую самоценность. У акмеистов роза опять
стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом,
а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь
еще».
В 1913 г. была написана и статья Мандельштама «Утро акмеизма»,
увидевшая свет лишь шесть лет спустя. Отсрочка в публикации не была
случайной: акмеистические воззрения Мандельштама существенно
расходились с декларациями Гумилева и Городецкого и не попали
на страницы «Аполлона».
Однако, как отмечает Т. Скрябина, «впервые идея нового направления
была высказана на страницах „Аполлона“ значительно раньше: в 1910 г. М.
Кузмин выступил в журнале со статьей „О прекрасной ясности“,
предвосхитившей появление деклараций акмеизма. К моменту написания
статьи Кузмин был уже зрелым человеком, имел за плечами опыт
сотрудничества в символистской периодике. Потусторонним и туманным
откровениям символистов, „непонятному и темному в искусстве“ Кузмин
противопоставил „прекрасную ясность“, „кларизм“ (от греч. clarus —
ясность). Художник, по Кузмину, должен нести в мир ясность,
не замутнять, а прояснять смысл вещей, искать гармонии с окружающим.
Философско-религиозные искания символистов не увлекали Кузмина: дело
художника — сосредоточиться на эстетической стороне творчества,
художественном мастерстве. „Темный в последней глубине символ“ уступает
место ясным структурам и любованию „прелестными мелочами“». Идеи
Кузмина не могли не повлиять на акмеистов: «прекрасная ясность»
оказалась востребованной большинством участников «Цеха поэтов».
Другим «предвестником» акмеизма можно считать Ин. Анненского,
который, формально являясь символистом, фактически лишь в ранний период
своего творчества отдал ему дань. В дальнейшем Анненский пошел
по другому пути: идеи позднего символизма практически не отразились
на его поэзии. Зато простота и ясность его стихов была хорошо усвоена
акмеистами.
Спустя три года после публикации статьи Кузмина в «Аполлоне»
появились манифесты Гумилева и Городецкого — с этого момента принято
вести отсчет существованию акмеизма как оформившегося литературного
течения.
Акмеизм насчитывает шестерых наиболее активных участников течения:
Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич,
В. Нарбут. На роль «седьмого акмеиста» претендовал Г. Иванов,
но подобная точка зрения была опротестована А. Ахматовой, которая
заявляла, что «акмеистов было шесть, и седьмого никогда не было». С ней
был солидарен О. Мандельштам, считавший, впрочем, что и шесть —
перебор: «Акмеистов только шесть, а среди них оказался один лишний…»
Мандельштам объяснил, что Городецкого «привлек» Гумилев, не решаясь
выступать против могущественных тогда символистов с одними
«желторотыми». «Городецкий же был [к тому времени] известным поэтом…».
В разное время в работе «Цеха поэтов» принимали участие: Г. Адамович,
Н. Бруни, Нас. Гиппиус, Вл. Гиппиус, Г. Иванов, Н. Клюев, М. Кузмин,
Е. Кузьмина-Караваева, М. Лозинский, В. Хлебников и др. На заседаниях
«Цеха», в отличие от собраний символистов, решались конкретные вопросы:
«Цех» являлся школой овладения поэтическим мастерством,
профессиональным объединением.
Акмеизм как литературное направление объединил исключительно
одаренных поэтов — Гумилева, Ахматову, Мандельштама, становление
творческих индивидуальностей которых проходило в атмосфере «Цеха
поэтов». История акмеизма может быть рассмотрена как своеобразный
диалог между этими тремя выдающимися его представителями. Вместе с тем
от «чистого» акмеизма вышеназванных поэтов существенно отличался
адамизм Городецкого, Зенкевича и Нарбута, которые составили
натуралистическое крыло течения. Отличие адамистов от триады Гумилев —
Ахматова — Мандельштам неоднократно отмечалось в критике.
Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго — около
двух лет. В феврале 1914 г. произошел его раскол. «Цех поэтов» был
закрыт. Акмеисты успели издать десять номеров своего журнала
«Гиперборей» (редактор М. Лозинский), а также несколько альманахов.
«Символизм угасал» — в этом Гумилев не ошибся, но сформировать
течение столь же мощное, как русский символизм, ему не удалось. Акмеизм
не сумел закрепиться в роли ведущего поэтического направления. Причиной
столь быстрого его угасания называют, в том числе, «идеологическую
неприспособленность направления к условиям круто изменившейся
действительности». В. Брюсов отмечал, что «для акмеистов характерен
разрыв практики и теории», причем «практика их была чисто
символистской». Именно в этом он видел кризис акмеизма. Впрочем,
высказывания Брюсова об акмеизме всегда были резкими; сперва он заявил,
что «…акмеизм — выдумка, прихоть, столичная причуда» и предвещал:
«…всего вероятнее, через год или два не останется никакого акмеизма.
Исчезнет самое имя его», а в 1922 г. в одной из своих статей он вообще
отказывает ему в праве именоваться направлением, школой, полагая, что
ничего серьезного и самобытного в акмеизме нет и что он находится «вне
основного русла литературы».
Однако попытки возобновить деятельность объединения впоследствии
предпринимались не раз. Второй «Цех поэтов, основанный летом 1916 г.,
возглавил Г. Иванов вместе с Г. Адамовичем. Но и он просуществовал
недолго. В 1920 г. появился третий «Цех поэтов», который был последней
попыткой Гумилева организационно сохранить акмеистическую линию. Под
его крылом объединились поэты, причисляющие себя к школе акмеизма:
С. Нельдихен, Н. Оцуп, Н. Чуковский, И. Одоевцева, Н. Берберова,
Вс. Рождественский, Н. Олейников, Л. Липавский, К. Ватинов, В. Познер
и другие. Третий «Цех поэтов» просуществовал в Петрограде около трех
лет (параллельно со студией «Звучащая раковина») — вплоть
до трагической гибели Н. Гумилева.
Творческие судьбы поэтов, так или иначе связанных с акмеизмом,
сложились по-разному: Н. Клюев впоследствии заявил о своей
непричастности к деятельности содружества; Г. Иванов и Г. Адамович
продолжили и развили многие принципы акмеизма в эмиграции;
на В. Хлебникова акмеизм не оказал сколько-нибудь заметного влияния.
В советское время поэтической манере акмеистов (преимущественно
Н. Гумилева) подражали Н. Тихонов, Э. Багрицкий, И. Сельвинский,
М. Светлов.
В сравнении с другими поэтическими направлениями русского
Серебряного века акмеизм по многим признакам видится явлением
маргинальным. В других европейских литературах аналогов ему нет (чего
нельзя сказать, к примеру, о символизме и футуризме); тем удивительнее
кажутся слова Блока, литературного оппонента Гумилева, заявившего, что
акмеизм явился всего лишь «привозной заграничной штучкой». Ведь именно
акмеизм оказался чрезвычайно плодотворным для русской литературы.
Ахматовой и Мандельштаму удалось оставить после себя «вечные слова».
Гумилев предстает в своих стихах одной из ярчайших личностей жестокого
времени революций и мировых войн. И сегодня, почти столетие спустя,
интерес к акмеизму сохранился в основном потому, что с ним связано
творчество этих выдающихся поэтов, оказавших значительное влияние
на судьбу русской поэзии XX века.
Основные принципы акмеизма:
— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
— стремление придать слову определенное, точное значение;
— предметность и четкость образов, отточенность деталей;
— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
Поэты-акмеисты
А.
Г.
З.
И.
К.
Л.
М.
Н.
Ш.
Источник: http://slova.org.ru/n/akmeizm/ |